1.Дидактическая игра "Собери слово"

Цель: - Приучать слышать звуки в слове, развивать фонетическую память.

- Развивать умение составлять из букв и слогов слова. Соотносить слово с картинкой.

Задание: собери буквы в правильном порядке, составь слово. Собери слово из слогов (двусложные и трехсложные слова),подбери картинку.

Возраст детей 6-7 лет

Описание игры: Представленная игра представляет собой набор карточек- картинок и букв. Для изготовления букв использовала картон и тубусы. Задача ребенка рассмотреть картинку и выбрать из общей массы нужные буквы или слоги и составить их в нужной последовательности.

Данная игра, прекрасная тренировка навыков чтения и внимательности. Составление слов из букв или слогов отлично развивает мышление ребенка, приучая его видеть в наборе символов определенные слова.

2.Дидактическая игра

« Накорми колобка, мишку или поросенка»

Описание игры:

Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительности, формирование математических представлений(счёте, величине, цвете, количестве, объёме ).

Игра способствует сплоченности, соревновательной азартности , повышает самооценку игроков и настроение.

Рекомендую для игры от 3 лет и выше. Можно использовать для автоматизации звуков.

Материалы: не высокие пластиковые баночки с крышками , фасоль , горох, бобы

Ход игры:

Логопед или воспитатель говорит детям , что колобок, свинка и мишка очень проголодались  и их нужно покормить .

Игроки должны наполнить баночки с колобками  ( горохом или фасолью).

Каждый игрок берёт баночку и баночку  с горохом или фасолью .

По команде ведущего начинается игра, выигрывает тот игрок кто быстрее наполнит баночку . Брать горох ( фасоль) можно только двумя пальчиками по одной штуке.

Для автоматизации- называем автоматизируемый звук, слог или слово четко и правильно- и только потом опускаем фасоленку или горошинку в баночку.

3.Дидактическое пособие «Логопедические кубики"

Цель: автоматизировать поставленные звуки в словах, фразах, упражнять в употреблении простых предлогов, согласовании числительных с существительными, развивать артикуляционную моторику, связную речь, воображение. Развивать фонематическое восприятие.

 Варианты игр

1.Ребенок бросает желтый или красный  кубик и выполняет то артикуляционное упражнение, которое выпадет на верхней грани.

2.Перед ребенком стопка предметных картинок (подобранных с учетом автоматизируемого звука) и зеленый кубик. Ребенок берет картинку и бросает кубик, затем считает с данным словом до того числа, которое  выпало на верхней грани кубика с точками.

3.Если у ребенка синий кубик, то нужно придумать предложение с тем «маленьким словом» (предлогом), схема которого изображена на верхней грани, либо отобрать те картинки, которые подходят к данной схеме.

4.Игра «Сосчитай – ка» (на соглас. числ. с сущ.). Посчитай слово (Шкаф) столько раз, сколько выпало тебе точек.

5. Назови столько слов (например, которые  начинаются на звук Р), сколько выпало точек.

6.Назови слово, в котором столько слогов, сколько выпало тебе точек, и т.д.

 

7.Игра «Стучалочка»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Ребенок бросает желтый кубик с цифрами и выполняет  удары палочкой (хлопает в ладоши, звонит в колокольчик) по столу, соответственно выпавшей цифре. Другой играющий ребенок угадывает, сколько ударов прозвучало.

4.Дидактическая игра «Конструктор эмоций»

Цель: умение определять и различать человеческие эмоции и чувства.

Задачи: 

- способствовать развитию конструктивных умений;

- формировать социальную  и эмоциональную сферу ребёнка;

- развивать воображение;

- развивать  мелкую  моторику; 

- развивать  логическое мышление;

- развивать монологическую и диалогическую речь детей.

Варианты игр:

Игра «Собиралки»

1 вариант. Предложить детям  собрать ту или иную эмоцию, обозначить её и обсудить, почему у созданного персонажа  такое настроение. Что у него случилось, какая история произошла? Или помочь герою  сменить печаль на радость и страх на удивление, просто перекладывая части лица, а  затем придумать  историю. 

2 вариант. Игра проводится в паре. Дети совместно придумывают  историю,  при этом составляя то или иное выражение лица. Затем можно проиграть ситуацию в виде диалога между созданными образами.

Игра « Покажи на себе»

Для игры необходимо составить определенное выражение лица, а дети с помощью зеркал повторяют его. Далее  с детьми можно побеседовать о том, какая эмоция им была ближе, приятнее, а какая наоборот. Предложить вспомнить  жизненные  ситуации, которые  вызывали у них грусть, радость, удивление, страх и т.п. 

 

5.Дидактическая игра «Разноцветная гусеница».

Цель:

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста (3 - 7 лет) .

Развитие моторики рук.

Закрепление цвета.

Автоматизация звуков в речи.

 

6.Дидактические пособия  для развития речевого дыхания:

«На полянке»

«Выдуй пчелок из сот»

«Паровозик»

 

7Дидактическое пособие «Замки согласных звуков

Цель: познакомить детей с понятиями «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук».

Содержание. 

Педагог рассказывает: «Согласных  замка состоит  два . Один замок синий, там всё твёрдое: и стулья, и диваны, и полы – там живет мальчик Том и  «твёрдые согласные звуки». Мы будем их обозначать синим цветом. В зелёном замке всё мягкое: и диваны, и кресла, и скатерти на столах – там живет мальчик Тим и «мягкие согласные звуки». Их мы будем обозначать зелёным цветом».

«Подарим картинки Тому и Тиму», можно включать в занятие разных персонажей на изучаемый звук или тему…

 

 

8.Дидактическое пособие «Мышки-Звукышки»

Цель: обучение последовательному звуковому анализу слов,  с установлением точного места звуков в слове по отношению друг к другу.

 

 

Дидактическое пособие «Тактильные крышечки»

цель: развивать у детей тактильное восприятие; обогащать активный словарь детей новыми словами, развивать память, внимание, воображение, образное мышление ; мелкую моторику. 

«Найди пару»
Цель: Находить одинаковые по тактильным ощущениям предметы. 

Ход игры:
Предложить детям рассмотреть крышки, потрогать их и определить какие они на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т. д.) и предложить найти одинаковые по ощущениям.
Усложнение: искать одинаковые крышки  внутри непрозрачного мешка.
"Найди не похожие крышечки» 
Цель: Найти непохожие по тактильным ощущениям предметы.
Ход игры: Предложить детям найти противоположные сочетания: пушистые - гладкие, колючие – мягкие и т. д.
"Угадай на что (кого) похоже"
Цель: Находить ассоциации тактильным ощущениям.
Например: Колючий, как ёж, пушистый, как лиса, гладкий  - лягушка.

«Сделай такой же узор»
Цель: Учить различать  и находить предметы определенного цвета и выкладывать их по заданному образцу. Развивать внимание и восприятие.

8.Дидактическое пособие «Лягушка»

Дидактическая игрушка «Лягушка» служит образцом для правильной артикуляции звука, а также для тренировки подвижности языка. С её помощью ребёнок может как самостоятельно воссоздать правильное положение органов артикуляции, так и проконтролировать выполнение артикуляционных упражнений.

Её использование позволяет: легко усвоить правильное положение органов артикуляции при произношении звуков, выработать ловкость и умение управлять своим языком, самостоятельно находить допущенные ошибки при выполнении артикуляционных упражнений, воспитывать уверенность в своих силах, развивать память, внимание, самоконтроль, повысить интерес к выполнению артикуляционной гимнастики и достижению цели конечного результата. Дидактическая игрушка «Лягушка» выполняет игровую, дидактическую, развлекательную функции.

Фотографии игр можно посмотреть в разделе "Логопедический кабинет"-презентация.