Мастер-класс

(круглый стол для родителей и воспитателей)

 

Тема: «Нетрадиционные методы работы с детьми дома  по развитию мелкой моторики рук».

 

Цель: показать методы и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей. Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями логопедических групп. Установить, влияет ли развитие пальцевой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей.

 

Родители сидят за столами, на которых находятся разные предметы:

·        пуговицы,

·        пробки от пластиковых бутылок,

·        прищепки,

·        пинцет,

·        пипетка,

·        различные шнуровки,

·        «сухие бассейны»- емкости, наполненные горохом или фасолью,

·        разносы с сыпучими материалами,

·        карандаши,

·        различные виды мозаики и т. д.

1.      Представлена выставка литературы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей».

2.      Оформлена выставка дидактических пособий для развития мелкой моторики «Это Вам поможет буквы ровные писать» (шнуровки, волчки, тренажеры из пробок, игры и пособия М.М. Монтессори и т.д.)

 

Ход:

 

                                                        « Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

                                                                                                                  (В.Сухомлинский).                                                             

Дошкольный возраст – это, прежде всего, возраст игры, возраст развития творчества, воображения, любознательности. Одно из направлений моей работы – это развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

В практике моей работы с детьми группы компенсирующей направленности  прослеживается прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием мелкой моторики рук  у каждого ребёнка. Это важно на протяжении всего дошкольного детства. Если будут развиваться пальцы рук, то будет развиваться речь и мышление ребёнка, отпадут проблемы в обучении не только в 1 классе, но и в дальнейшем.

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д., тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.

Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы.

Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

1.Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

- способствует овладению навыками мелкой моторики;

- помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- развивает тактильную чувствительность;

- снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг).

Моя семья

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

Капуста

Что за скрип?

(сжимаем и разжимает кулаки)

Что за хруст?

(переплетаем пальцы рук)

Это что еще за куст?

(ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста

 

Если я капуста?

(пальцы полусогнуты, изображают кочан)

Мы капусту рубим, рубим…

(ребро ладони)

Мы морковку трем, трем

(кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим

(щепотками)

Мы капусту жмем, жмем.

(сжимаем и разжимаем кулаки)

 

На выставке мы представили Вам многообразие литературы о значении и содержании пальчиковой гимнастики. Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. (Предложить подборку игр с различными предметами).

2.Игры с пуговицами

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д.

Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

3.Игры с сыпучими материалами

1.        Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

 

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

Мы тесто месили,

Мы тесто месили,

Нас тщательно все промесить попросили,

Но сколько не месим

И сколько не мнем,

Комочки опять и опять достаем.

 

2.        Насыпаем в кружку сухой горох. На каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Можно подобрать любые четверостишия, например:

Зашагали ножки: топ-топ-топ,

Прямо по дорожке: топ- топ- топ.

Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,

Вот как мы умеем: топ- топ- топ.

3.        Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

4.        Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д).

5.        В «сухой бассейн» помещаем горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается наощупь определить и достать только горох или только бобы.

4.Игры с пробками от бутылок

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это -«лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.

5.  Игры с прищепками

1.      Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! ».

2.      Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т. д.

3.      Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым. Можно сопровождать работу проговариванием стишка:

Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку.

6. Игры с пинцетом и пипеткой.

Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику.

7. Игры с бусинами, макаронами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п.

Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

 

8.Игры – шнуровки

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.

9.Аппликация

Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж.

С 3-х лет (иногда и раньше) можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из всё тех же цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Игра на вырезание узоров из в несколько раз сложенных листочков бумаги имеет неоспоримое преимущество. Как бы ни коряво вырезал ребенок, все равно получиться узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.

10.Работа с пластилином

Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на нашу лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток.

Кусочки пластилина

Катает наша Зина,

Шарики, колбаски,

И оживают сказки,

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

Если пластилин по какой-то причине вас пугает, изготовьте для малыша соленое тесто. Игра доставит удовольствие вне зависимости от результата. Вот рецепт: мука - соль - вода - подсолнечное масло. Мука и соль берется в одинаковом количестве, а воды на треть меньше (например, на стакан муки стакан соли, 2/3 стакана воды, ст. ложка масла). Перемешать и замесить. Если лепится плохо, добавить воды. Тесто может долго храниться в холодильнике в целлофановом пакете. Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми, запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки можно будет раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите настоящее тесто, давайте кусочек полепить и малышу.

Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.

11.Рисование

Рисование - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Предлагайте детям разнообразные задания: это использование книжек-«раскрасок», рисование пальцами на стене в ванной, используя обычные краски, дорисовывание, штриховки, игры -обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т. д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество фабричных игр – обводок.

Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. В наше время предлагаются в магазинах специальные пальчиковые краски.

Очень необычно рисовать пористыми губками, маленькими резиновыми мячами с шершавой поверхностью. Дети с удовольствием используют так называемые «печатки».

Очень надеемся, что мы смогли Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.

Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша.

Играть с пальчиками рук можно дома, в гостях, на улице, в транспорте, в песочнице и т. д. Давайте попробуем вместе помочь малышу в речевом развитии и займемся развитием мелкой моторики. Все зависит от вас и вашей фантазии. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!

 

У вас все получится!

 

 

 

 

 

Источники :

1. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.

2. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.

3. Громова О. Н., Прокопенко Т. А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., Гном и Д, 2001.

4. Ермакова С. О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. М., 2008.

5. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 1999.

6. Интернет-ресурсы

 

 

 

Автоматизация звуков в домашних условиях.

Мастер-класс адресован родителям воспитанников, посещающих логопедическую группу МБДОУ.

ЦЕЛЬ:

создание условий для практического взаимодействия учителя – логопеда и родителей в процессе речевой коррекции.

Задачи:

расширить представление о необходимости сотрудничества в форме - ребенок-родитель-логопед;

обобщить знания о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук;

познакомить участников мастер-класса  с некоторыми нетрадиционными приемам автоматизации звуков;

упражнять в применении приемов автоматизации звуков;

научить изготовлять звуковую дорожку, опираясь на схему «Этапы работы».

Участники мастер-класса:

учитель-логопед Шарафутдинова Л.И.;

родители (законные представители) воспитанников.

Выставка пособий:  дид. игра «Собери бусы» , дид. Игра «Скажи столько раз звук/слог/слово, сколько я выложу кубиков/бусин», дид. игра «Собери букет», дид. игра «Магазин»,  дид. игра «Волшебный мешочек» и т.д.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, доска, маркеры.

Раздаточный материал: алгоритм  изготовления тренажера, салфетки для вытирания пыли, ножницы, иголка, нитки «ирис», пуговицы, картон.

Ход мастер-класса

- Добрый вечер, уважаемые родители! Я  рада приветствовать Вас на мастер-классе «Нетрадиционные приемы  для автоматизации звуков». В последнее время, вы, родители, стали жаловаться на то, что дети все неохотнее занимаются дома. Автоматизация звуков проходит трудно и тяжело. Я решила вам предложить выход из данной проблемы: сегодня я познакомлю вас с нетрадиционными приемами автоматизации звуков. Вы сможете на практике поупражняться  в проведении игр на автоматизацию. Кроме этого я вас научу, как с помощью подручных средств можно изготовить звуковую дорожку для работы с ребенком дома. Прежде, чем начать наш мастер-класс, ответьте мне на вопрос: «Что является главным видом деятельности дошкольника?»

Ответы родителей …

- В дошкольном возрасте главный вид деятельности ребенка – игра.

Именно с ее помощью и строится наша коррекционная работа. Играя, мы выполняем гимнастику для языка, для развития дыхания, упражнения для развития мелкой моторики и т.д. И сегодня я предлагаю вам поиграть в те игры и дид. упражнения, которые помогут  вам дома проводить занятия с детьми.

Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Доказано: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев, поэтому в своей работе я применяю игры, упражнения, дидактические пособия, которые позволяют автоматизировать звук с помощью развития мелкой моторики.

Практическая часть

- Для вашего внимания я подготовила небольшую выставку дид. пособий, которые в игровой форме позволяют не только  автоматизировать звук, но и  развивать мелкую моторику.

Первая игра, с которой я вас познакомлю, называется «Магазин», для нее вам потребуются игрушки (киндер-сюрпризы) и бытовые предметы. Вам нужно выбрать те предметы и игрушки, в названии которых есть звук, который автоматизируете, например звук «Л» и несколько предметов на другие звуки.

Цель игры: выделение слов с заданным звуком.

Ребенок должен в «Магазине» купить только те предметы, в названии которых есть звук «Л».

- Следующая игра, которую вы можете провести с ребенком дома «Строим башню», для ее проведения вам понадобятся кубики или детали детского конструктора.

Цель игры: назвать как можно больше слов на заданный звук.

Ребенок называет слова и строит башню, родители могут принять участие в игре и  устроить соревнование – «Чья башня окажется выше».

«Завяжи столько узелков, сколько слов я скажу со звуком «Р».

Цель игры: автоматизация звука Р в словах.

Для данной игры вам понадобиться шнурок или бельевая веревка. Вы называете ребенку слова со звуком «Р». Ребенок повторяет предложенные слова и на каждое слово завязывает узел. Данную игру можно усложнить таким образом:

называете не только слова со звуком «Р», но и без него, ребенок на слух должен выделить только слова с заданным звуком.

Кроме таких игр на автоматизацию и развитие мелкой моторики, можно использовать следующие упражнения:

Упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета:

плетение, шнуровка, завязывание узлов, бантиков;

вышивание, вязание;

имитация жестом различных конкретных предметов, действий.

Упражнения по выработке мускульной памяти, которая непосредственно подготавливает руку ребенка к письменной речи:

отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации, вращение между пальцами рук бруска, карандаша гладкого и ребристого, бобины с нитками;

нажимание кнопки пульверизатора;

выкладывание букв из счетных палочек и шнурка;

игра на воображаемом пианино, выкладывание «колодца» из палочек (держать каждую палочку нужно только одноименными пальцами обеих рук) и т.д.

Мастер-класс «Изготовление звуковой дорожки»

Итак, уважаемые родители, вы познакомились с играми и упражнениями для автоматизации звуков с использованием различных средств. А теперь, я предлагаю вам сделать звуковую дорожку, которая позволит не только автоматизировать звук изолированно, в слогах и словах, но и станет отличным тренажером для развития тонких движений пальцев рук.

 Перед началом работы я предлагаю вам познакомиться с этапами выполнения тренажера.

 1. Начинаем нашу работу с подбора материалов и инструментов:

 Салфетки для вытирания пыли, нитки («Ирис», «Мулине»), иголка, ножницы, картон, модель выкройки, карандаш или ручка, пуговицы разной фактуры.

 2. Следующий этап работы – нам необходимо сделать выкройку, для этого накладываем на салфетку модель для выкройки, в данном случае выкройку делаем по картонной основе для дорожки – полоски шириной 4-5 см., длинной – 30 см. Отмеряем на салфетке 2 ширины по 4 см и прибавляем 1 см. для шва. Затем вырезаем.

3. У нас получился отрез ткани шириной 9 см. и длинной 30 см. Складываем отрез пополам и помещаем в нее картонную основу. Теперь прошиваем изделие обметочным швом или швом «вперед иголка».

4. На следующем этапе необходимо пришить пуговицы по всей длине дорожки.

5. Наш тренажер готов! Теперь, я покажу, как с ним можно работать.

Правила работы:

 - Предлагаем ребенку назвать автоматизируемый звук, нажимая пальчиком на пуговицы.

 - Предлагаем ребенку назвать автоматизируемый звук в слогах, словах, нажимая пальчиком на пуговицы.

 - Предлагаем ребенку назвать автоматизируемый звук, нажимая всеми пальчиками на пуговицы, имитируя игру на пианино.

- Предлагаем ребенку назвать автоматизируемый звук в слогах, словах, нажимая попеременно пальчиками левой и правой руки на пуговицы.

Тренажер позволит в игровой форме автоматизировать трудный звук

Мастер - класс для родителей

   

     Наибольшей эффективности в коррекционной работе с детьми, имеющими различные нарушения речи, можно добиться только при тесном взаимодействии учителя-логопеда, воспитателя  с родителями. Причем родителям принадлежит особая роль. В дошкольном возрасте родители для ребенка непререкаемый авторитет и, если они включаются в логопедическую работу, у малыша появляется мотивация по отношению к занятиям. А это положительно влияет на результаты работы по преодолению различных нарушений речи.

     Не секрет, что многие родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии.

     Дошкольный возраст – это период, когда все усилия надо направлять на устранение речевых нарушений, которые препятствуют полноценному развитию малыша.

     Для того чтобы правильно воспроизвести слова и звуки, у ребенка должен быть хорошо развит речевой аппарат, который включает в себя: упражнения на дыхание и артикуляционную гимнастику.

     Упражнения на дыхание : «Подуем на листочки», «Чья птичка дальше улетит», «Помоги жучку взлететь», «Сдуем снежинки с ладошки», «Погреем ручки» и многие другие помогают вырабатывать длительную воздушную струю. При этом губы вытягиваем трубочкой и не надуваем щек. (Предлагаем попробовать родителям…)

   Кроме традиционных форм,  мы в работе над дыханием используем и нетрадиционные. Такие как «Вьюга», «Цветные бусинки».  Выдувая воздух через трубочку вырабатываем силу и длительность воздушной струи. (Предлагаем родителям попробовать данное упражнение).  Такие пособия вы можете сделать самостоятельно и дома отрабатывать данные упражнения.

 

     Артикуляционная гимнастика – это комплекс артикуляционных упражнений для подвижности губ, языка, нижней челюсти. (Родителям предлагается перед зеркалом самим выполнить комплекс артикуляционных упражнений)  «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Горка», «Качели», «Нарисуем губки», «Часики» и др.

     Для постановки различных групп звуков существует определенный комплекс артикуляционной гимнастики.  На индивидуальных консультациях я покажу, как правильно и точно выполнять артикуляционную гимнастику для определенного звука, и каких ошибок следует избегать при выполнении тех или иных упражнений.

    Огромное влияние на коррекцию речи детей оказывает развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. Научные исследования середины прошлого века доказали существование взаимосвязи между уровнем развития речи и степенью развития тонкой моторики кисти руки (Л.Ф. Фомина,1971г; М.М. Кольцова, 1973; Е.М. Мастюкова, 1978).

     На основе исследований М.М.Кольцов в 1973 г. делает важный вывод о том «…что есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат.  С этой точки зрения проекция кисти руки есть еще одна речевая зона мозга».

Недостатки развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи проявляются:

в нарушении точности, быстроты, переключаемости и координированности движений;

затруднениях динамической и статической организации двигательного акта;

невозможности быстрого и плавного воспроизведения предложенных движений;

снижении двигательной памяти и самоконтроля;

замедленности, застревании на одной позе.

     Таким образом, возникает необходимость целенаправленной работы по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением речи.

     В работе с детьми совместно с воспитателем мы используем: пальчиковые игры, самомассаж (растирание «подушечек» пальцев рук), сопряженную гимнастику. Для развития тактильной и кинестетической чувствительности пальцев и кистей рук в группе имеется «сухой бассейн». Это специальная емкость наполненная фасолью.

Она используется для таких игр, как «Угадай, кто спрятался?»,  «Найди и сосчитай», «Угадай, какой, какая?» и другие.

     Для развития мелкой моторики используются и такие виды работ, как лепка из пластилина, рисование, обрывание из бумаги.

     В домашних условиях можно предложить детям такие игры, как: «Собери бусы», «Вырежи и наклей», «Обведи и заштрихуй», «Шнуровки», «Застежки», разнообразные мозаики, мелкий конструктор, пластилин. 

     В последнее время широкое распространение получил метод использования су-джок терапии. Су-джок терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и восточной медицине и является лучшей системой самооздоровления, существующей в настоящее время. «Су» по-корейски – кисть, «джок» - стопа. 

     Использование массажных шариков су-джок в комплекте с металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения, способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком. (Предложить родителям выполнить упражнение используя массажный шарик су-джок)

 

    Таким образом, мы познакомили вас с основными направлениями коррекционной работы с детьми за прошедший учебный год. Но положительные результаты  коррекционной работы вы увидите тогда, когда станете активным участником в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка