Использование коврографа "Фиолетовый лес"  в работе с детьми выступление на конференции "Особый ребенок в семье, детском саду, школе"

Конкурс «Золотая медаль выставки УчСиб-2018»   На конкурс была представлена проектная работа по теме: Организация работы с детьми ОВЗ и их родителями посредством реализации в ДОО коррекционно-развивающей психолого-педагогической программы «Путешествуй, познавай, радуйся»/   Программа направлена на решение проблем повышения эффективности организации психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ и их родителям в условиях дошкольного образовательной организации.

На выставке УчСиб-2018 мною был проведен мастер-класс

Мастер-класс на выставке УчСиб-2018

 «Использование куклотерапии в работе

с воспитанниками ОВЗ в условиях ДОО»

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства и обмена опытом по изготовлению и использованию тряпичных кукол в работе с воспитанниками ОВЗ.

Задачи:

- познакомить с историей народной тряпичной куклы в России, ролью куклы в народном быту;

- обучить технологии, приёмам изготовления куклы в соответствии с народными традициями;

- способствовать положительному настрою педагогов  на данный вид деятельности.

   

 

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 1 «СИБИРЯЧОК»

Микрорайон Северный, 20/1, г. Бердск, Новосибирская область, 633011

Тел.: (383-41)2-70-34 e-mail: bsk_du01@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкурс «Золотая медаль выставки УчСиб-2018»

Номинация 9: Современная модель образовательного процесса в ДОО

 

 

 

 

 

Мастер-класс

«Использование куклотерапии в работе

с воспитанниками ОВЗ в условиях ДОО»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

учитель-логопед: Шарафутдинова Л.И.

 


Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства и обмена опытом по изготовлению и использованию тряпичных кукол в работе с воспитанниками ОВЗ.

Задачи:

- познакомить с историей народной тряпичной куклы в России, ролью куклы в народном быту;

- обучить технологии, приёмам изготовления куклы в соответствии с народными традициями;

- способствовать положительному настрою педагогов  на данный вид деятельности.

Материал для работы (на каждого участника): лоскутки ткани цветной и белой, например: 25, 20, и 15 см; квадрат со стороной примерно 20 см белой ткани для лица, небольшой кусочек красивой тесьмы для очелья (вокруг головки), цветной лоскутик треугольной формы – это для платочка, нитки для обвязывания, вата, ветошь или синтепон для головки.

Ход мастер – класса

Педагог: Здравствуйте, гости званые,

       Гостьюшки, мои желанные

       Много гостей, много и новостей

       А чтоб мастер-класс был веселей

       На приветствие приглашаю всех гостей.

Педагог: В корзину я спрятала игрушку

                Девочек любимую подружку.

               Можно с ней по-разному играть

               Кормить, укачивать, в наряды наряжать.

               Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идет речь?

Педагог: Рукотворная тряпичная кукла – часть русской народной культуры, которая несёт в себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. Народные куклы зародились еще в глубокой древности. Существуют обрядовые куклы, куклы-обереги, зольные куклы и многие другие виды старинных кукол. Куклы делали из бересты, золы, дерева, но в основном это были тряпичные куклы из лоскутов ткани. Тряпичные обереги сопровождали человека от рождения и до конца своих дней, они играли огромную роль в жизни человека, их использовали как обереги, для праздников и обычаев, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную пору, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай. Они являлись символами счастья, добра, благополучия и продолжения рода. С ними встречали гостей, их дарили на День рождения, придумывали о них сказки и стихи, песни и пословицы. Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции русского народа.

На современном этапе развития общества традиционная народная кукла приобретает иную роль. Расширяется её познавательная и образовательная функции. Возможности куклотерапии позволяют решать коррекционные задачи в работе с детьми с нарушениями речи. Рукотворная игрушка способствует развитию тактильно-кинестетических ощущений, благотворно влияет на формирование психического и физического здоровья.

Актуальность изготовления тряпичных кукол с детьми связана с возможностью развития у детей мелкой моторики рук. Изготовление тряпичных кукол обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, все это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того развивает фантазию, образное мышление, способность концентрировать внимание.

При изготовлении куклы в работе с детьми целесообразно использовать следующие методические приёмы, а именно:

  • выполнение действий с детьми, с проговариванием;
  • выполнение действий по технологическим картам.

Первый приём развивает у детей диалогическую речь в контексте выполнения определённой деятельности; формирует умение слышать собеседника, развивает грамматическую сторону речи. Второй приём эффективен, когда дети уже овладеют базовыми навыками изготовления куклы. Применение данного приёма развивает у дошкольников психические процессы: восприятие, внимание, логическое мышление; способствует развитию у детей способности к самостоятельной творческой деятельности.

При изготовлении тряпичных кукол дети осваивают:

  • приемы сгибания ткани определённой формы (квадрат, прямоугольник, треугольник, пополам, совмещая углы, противоположные стороны);
  • умение работать с тканью путем закручивания или складывания;
  • учатся одному из способов крепления – креплению нитками.

На сегодняшний день в ДОО накоплен практический материал по использованию тряпичных кукол в работе с детьми ОВЗ, которым мы хотели бы с вами поделиться.

Сегодня я предлагаю вам сделать куклу Веснянку. Кукла Веснянка - это весёлая, задорная кукла, которую делали на приход весны. Ростом куколка - с ладошку, а силы, радости и молодой весенней яри в ней запас до самой Купалы. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета, ведь изображала она не человека, а Дух пробуждающейся природы. Кукла-оберег Веснянка - это оберег молодости и красоты. Каждая женщина мечтает сохранить свою молодость и красоту, быть любимой, излучать радость и счастье! Подарив такую куколку женщине — значит пожелать всегда быть обаятельной и желанной.

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология изготовления куклы Веснянки

Для изготовления этой куклы вам понадобится:

              Лоскут светлой ткани 12х18см – для основы куклы

              Вата (синтепон, ветошь) – для набивки головы

              Прямоугольник пестрой ткани 12х7 см – для ручек

              Прямоугольник яркой цветной ткани 10х18 см – для платья

              Нитки шерстяные яркого цвета — для волос

              Нитки для перевязывания

              Атласная тонкая ленточка

Делаем туловище куклы: складываем ткань к середине – делаем скрутку. Шарик синтепона для головы вкладываем в складку ближе к центру.

Формируем голову: скрутку сворачиваем пополам, выпуклость сверху. Делаем обрядовый жест: нитку прижимаем крепко большим пальцем. Это базовая постановка для завязывания узлов - всегда сначала прижимаем нитку большим пальцем, и только потом начинаем оборачивать. Так женщина включает свою силу и волю (их символизирует большой палец).

 

 

 

 

Делаем ручки. С двух сторон складываем ткань к центру (так же, как и скрутку для туловища). Завязываем края, не забывая важный жест - сначала нитку под большой палец, крепко прижать и обмотать вокруг ручки.

 

 

 

 

 

 

 

Соединяем туловище и руки - обереженным крестом

Теперь нужно куколку нарядить: надеваем юбку. Начинаем сзади, формируем складки, ровняем концы юбки, ставим нитку под большой палец, крепко прижимаем, - и прикрепляем нижнюю юбку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приступаем к волосам, наматываем на книгу пряжу яркого цвета, и разрежем их с одного края. Теперь пропускаем пряжу в петельку головы, и расправляем так, чтобы концы были одинаковые.

Формируем прическу. Завязываем ниткой хвост, закругляя личико Веснянки. Кладем ее лицом вниз, палочкой отделяем прядку, которая будет закрывать затылок. Эту прядку привязываем к шее красной ниткой. Затем от шеи поднимаем прядь волос вверх, и снова собираем волосы в хвост, уже нитью цвета волос.

Поворачиваем Веснянку лицом к себе, палочкой отделяем пряди волос, которая будет челкой. Оставшийся хвост обвязываем нитью. Заплетаем туго косу. В конце вплетаем в косу ленточку. Делаем челку. Сначала крепко привязываем прядь к голове тесьмой. Затем отрезаем челку нужной длинны.

 

 

Перевязываем голову ленточкой

Кукла готова!

Педагог: Оберег для души, куклу сердца – Веснянку. Я дарю вам в солнечный мартовский день; Вместе с ней – буйство красок цветов на полянке. И мечту, что хранит в старом парке сирень. Улыбнись моей кукле, как мог только в детстве, В ней – энергия вёсен и сила огня. В ней всё то, что хранит беспокойное сердце, счастье жизни и радость грядущего дня.

Рефлексия

 

Педагог: Я благодарю группу за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер-класса вы получили определенные представления об эффективности использования куклы в работе с детьми ОВЗ. Всем спасибо!